#1, 2024

ФИЛОЛОГИЯ

    Сагынбекова А.У.,
АНГЛИС ТИЛИНДЕГИ ЭМОЦИЯЛЫК АБАЛДЫ БИЛДИРГЕН ЭТИШТЕР
Страницы:155-162      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-155-162

Макала англис тилиндеги  эмоционалдык маанини туюнтуучу лексикалык каражаттарды ачууга багытталган. Жогорудагы максат төмөнкүдөй милдеттерди болжолдойт:

1) эмоциялык сезимди көрсөтүү;

2) эмотивдик лексиканын классификациясынын ар кандай жолдорун баяндоо;

3) эмоционалдык маанилерди туюнтуучу лексикалык каражаттарды табуу. Бул макаланын объектиси болуп англис тилиндеги эмоционалдык абал жана эмоционалдык мамиле этиштери саналат. “Эмоционалдык абал” жана “эмоционалдык мамиле” маанилери бар этиштердин семантикалык түзүлүшү сүрөттөлүп, оң, терс жана нейтралдуу эмоционалдык абалдын жана эмоционалдык мамиленин этиштери дифференцияланып, азыркы англис тилиндеги эмоционалдык абал жана эмоционалдык мамиле этиштери баса белгиленет.Англис тилинде эмоционалдык абалды билдирүүнүн ар кандай жолдорун изилдеген лингвисттердин эмгектери талдоого алынган. Лексикалык бирдиктердин категорияга бөлүнүү процессинин негизги принциптери жана алардын тил системасында колдонулушунун деңгээли көрсөтүлгөн.

Полный текст

    Бахшалиева Н.Р.,
COMMUNICATIVE AND DISCOURSIVE ASPECTS OF GRAMMATICAL SYNONYMS IN MODERN ENGLISH
Страницы:162-172      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-162-172

This article deals with the communicative and discoursive aspects of grammatical synonyms in the modern English language. Grammatical synonymy is a complex linguistic phenomenon and manifests itself at different levels of language. In English, syntactic synonymy is more common than morphological synonymy. At the syntactic level, synonymy occurs between various syntactic constructions, non-finite forms of verbs, verbal constructions, and subordinate clauses. Grammatical synonyms in English usually arise within context. However, there are also grammatical synonyms that can be used out of context.

The use of grammatical synonyms in English depends on a number of pragmatic, discoursive, and linguistic factors. Pragmatic factors such as reference, presupposition, implicature, and inference are presented in this article. Each of them performs a specific function and serves text coherence. In modern English, grammatical synonyms perform a number of discoursive functions. Such functions as coherence, cohesion, background, foregrounding, and topicalization are presented in the article. Grammatical synonyms actively participate in the creation of coherence and integrity between paragraphs and text passages within the text.

Synonyms and grammatical synonyms are chosen depending on the communicative intention of the speaker in the process of communication, the author's assessment of the specific situation. The further choice of the synonymous line depends on the discoursive strategies. Since most grammatical synonyms are synonymous only within the context, their role in the communication process is undeniable. Grammatical synonyms first arise in the process of communication and later enter the language system.

Полный текст

    Дуйшоналы кызы А...,
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы:172-180      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-172-180

В данной статье рассматривается процесс формирования предметной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Под предметной компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебным предметом. Коммуникативная компетенция рассматривается как способность эффективно взаимодействовать с окружающими посредством языка. Литературоведческая компетенция предполагает понимание и анализ литературных произведений. Культуроведческая компетенция подразумевает понимание культурного контекста изучаемых произведений. Речевая культура рассматривается как важный аспект предметной компетенции. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы способствует формированию личности ученика. Таким образом, формирование предметной компетенции на уроках русского языка и литературы является многогранным процессом, который охватывает различные аспекты языковой, коммуникативной, литературоведческой, культуроведческой деятельности. Развитие всех этих компонентов способствует успешному освоению языка и литературы, формированию грамотной и всесторонне развитой личности. В заключение статья подчеркивает важность комплексного подхода к формированию предметной компетенции. Отмечается, что системное и последовательное использование описанных методов способствует успешному освоению учебного материала и развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Полный текст

    Жолдошбек кызы Б.Ж.,
ИСТОКИ ВОСТОЧНОГО ДИСКУРСА В ЭСТЕТИКЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА
Страницы:180-186      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-180-186

Автор статьи исследует истоки и основные особенности восточного дискурса, отраженного в русской литературе. В предлагаемом исследовании проанализированы некоторые основы и условия возникновения восточной тематики и образов у русских романтиков. В данной статье также уделяется особое внимание влиянию французского просветителя Вольтера на восточную эстетику русского романтизма. Также представлено исследование влияния поэтического цикла «Западно-восточный диван» немецкого поэта И.В. Гете на романтическую русскую литературу XIX века и представленный в ней восточный дискурс. В статье также представлен краткий анализ переведенных с немецкого языка. В. А. Жуковским восточных поэм «Нал и Дамаянти», «Рустем и Зораб» и его оригинальных лирических произведений «Лалла рук», «Явление поэзии в виде Лалла рук».

Дана общая характеристика восточных мотивов произведений А.С.Пушкина «Подражание Корану», «Пророк», «Бахчисарайский фонтан».

Полный текст

    Карабаева А.Ы., Тагаева Г.С.,
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Страницы:186-193      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-186-193

Статья посвящена актуальной проблеме – процессу развития лингвистической наукина основе изучения литературы по теме и анализа концептов, определяющих языковую картину мира русского и кыргызского языков.

Вданной статье рассматривается современное состояние лингвистической науки в Кыргызстане и за рубежом, а также представлен анализ научно-методическойлитературыо развитии лингвистической науки, охарактеризованы принципы развития когнитивной лингвистики, определены различия между русской и кыргызской языковыми картинами мира на примере концептов «изба» и «юрта». Предметом исследования в статье является лингвистика как наука о естественном языке человека. Нами проанализирован процесс развития лингвистической наукина основе изучения литературы по теме и анализа концептов, определяющих языковую картину мира русского и кыргызского языков.

Полный текст

    Керимкулова М.Т., Бактыбекова А.Б.,
ФИЛОСОФИЯ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Страницы:193-200      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-193-200

Данная статья исследует взаимосвязь между философией и инновациями в образовательном менеджменте, обсуждая их роль в определении ценностей, целей и принципов образовательной деятельности. Авторы рассматривают основные принципы философии образования и их влияние на стратегии управления образовательными организациями, а также предлагают способы интеграции инноваций для оптимизации процессов обучения и повышения качества образования. Статья подчеркивает важность синергии между философией и инновациями в достижении образовательных целей и адаптации к современным общественным, экономическим и технологическим вызовам."

Полный текст

    Кубанычбекова А.А.,
АНГЛИС ЛИНГВОМАДАНИЯТЫНДАГЫ “ИЙГИЛИК” КОНЦЕПТИ
Страницы:201-206      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-201-206

Концепттер тилде ар кандай ыкмалар аркылуу туюндурулат. Бир эле концепттин вербалдашуусу түрдүү жолдор менен тике жана өтмө маанилер аркылуу, образдуулук ыкма менен ишке ашуусу мүмкүн. Бул макалада ушул маселе “ийгилик” концептинин негизинде көрсөтүлүп берилет. Макаланын максаты - маданияттар аралык байланыш проблемаларын теориялык жактан иштеп чыгуу жана англис тилдик маданияттарынын көз карашынан “ийгилик” концептисин талдоо. Изилдөөнүн максаттарын жана милдеттерин чечүү үчүн системалык-структуралык ыкмалар колдонулган. «Ийгилик»  концептисинин түзүмүн жана анын негизги жана перифериялык бирдиктеринин ортосундагы айырмачылыкты изилдөө, ошондой эле «ийгилик» вербалдаштыруу түшүнүгүнө талдоо жүргүзүлөт. Концептке аныктамалар берилет. "Ийгилик” концептисинин бул компоненттери англис элинин дүйнө таанымын чагылдырат жана алардын тарыхы жана маданияты менен байланышкан.

Полный текст

    Табалдиева Н...,
АНГЛИС ТИЛИНДЕГИ ЭНЧИЛҮҮ АТТАРДЫ КАМТЫГАН ФРАЗЕОЛОГИЯЛЫК БИРДИКТЕРДИН ЛИНГВОМАДАНИЙ ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
Страницы:207-213      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-207-213

Бул макалада англис тилинин фразеологиялык бирдиктердин курамындагы энчилүү аттар   башкача айтканда, компоненттеринин бири энчилүү ат менен берилген фразеологиялык бирдиктер изилденет. Ошону менен бирге эле, англис тилиндеги библиялык энчилүү ысымдар, байыркы мифология менен байланышкан энчилүү ысымдар жана башка бир катар салттуу, эркек жана аял ысымдарын камтыган фразеологиялык бирдиктердин айрым топтору  сунушталат. Макалада негизги түшүнүктөрдүн аныктамалары, фразеологиялык бирдиктердин классификациялары, реалдуу антропонимияны камтыган англис фразеологиялык бирдиктерин  талдоого алынып, аларды тема боюнча категорияларга бөлүү жана деталдуу талдоо каралган. Талдоолордун негизинде фразеологиялык бирдиктердин курамында энчилүү ысымдар улуттук-маданий мүнөздөгү маалыматты алып жүрөт деген тыянак чыгарылат.

Полный текст

    Чэн М..., Эргешбаева Н.А.,
IDIOMS IN THE CHINESE LANGUAGE AND THEIR EQUIVALENTS IN ENGLISH LANGUAGE
Страницы:213-218      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-213-218

This article conducts a comparative analysis of idioms in Chinese (chengyu) and English, with the aim of: identifying similarities and differences in their meaning, origin and use, identifying equivalent idioms in both languages. The importance of studying idioms for a deep understanding of the language being studied is considered, because these forms of speech are found in all languages and are an integral part of it. The article underscores the rich cultural heritage and linguistic diversity encapsulated within idioms in both Chinese and Englishlanguages.

Полный текст

    Шергазиева С.Ш., Тагаева Г.С.,
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Страницы:218-225      Язык:  lorem    DOI:10.33514/1694-7851-2024-1-218-225

Статья посвящена анализу процесса формирования языковойличностиучащегосяначальной школы.Авторами сделан анализ литературы по теме,рассмотреныфакторы,влияющие на освоение младшими школьниками лексических средств русскогоязыка,атакжеразвития русскойречи на уроках русского языка.Встатьерассматриваются те направления работы по русскому языку в начальной школе,которыеобеспечиваютразвитиеконцептосферы,умение различать жанровые особенности текстов.

Также представлены результаты педагогического эксперимента, которые даны в табличном виде и сравнительные данные тестирования учащихся 4 класса.

Полный текст